12/10/2021
Как DATASAT поменял индустрию.

Как DATASAT поменял индустрию.

Домашнюю электронику порой путают с бытовой техникой, но даже если говорить исключительно об аппаратуре для воспроизведения музыки и фильмов — этот сектор индустрии весьма обширен. Безусловно, к нему относятся и вездесущие портативные устройства, начиная с бесконечного разнообразия наушников, и классические стереосистемы, от вечно актуального винила до новомодного стриминга, и даже различные мультирумные решения. Тем не менее, действительно, домашняя электроника во всем своем великолепии — это в первую очередь полноценный домашний кинотеатр. Не большой телевизор или проектор, не многоканальный комплект колонок и даже не отдельное помещение под кинозал, а именно что кинотеатр, ваш, личный и бескомпромиссный. С чего он начинается?

Для начала немного истории. Каноническая дата — это 28 декабря 1895 года, когда братья Люмьер в «Индийском салоне Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже провели первый киносеанс для всех желающих «приобщиться к таинству синематографа». Естественно, что речь тогда шла исключительно о картинке, хотя про звук заговорили практически сразу и первая демонстрация звукового кино состоялась там же буквально 5 лет спустя. Тем не менее, на первых порах различные кинематографисты высказывались негативно относительно перспектив «озвучивания», опасаясь как локализации аудитории (ведь ни одного гнусавого переводчика тогда еще даже не родилось), так и утраты культуры монтажа, размытия визуального образа. Возможно, отчасти они были и правы, по крайней мере применительно к закадровому смеху... однако время расставило всё по своим местам. Забавно, что первая система звукового кинематографа с записью звука оптическим методом на кинопленку была продемонстрирована в 1922 году, тогда же, когда прозвучало сакраментальное «из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Про историю большого кино безусловно можно написать не одну книгу, но поскольку мы с вами говорим про домашние кинотеатры, то они непосредственно связаны с бытовыми видеоформатами, первым из которых можно смело считать U-matic вот уже полувековой давности. Впрочем, буквально 5 лет спустя настала эпоха VHS, которая продлилась как минимум два десятилетия, до прихода DVD. Занимательная нумерология: еще через 10 лет после DVD приключился Blu-ray, который спустя декаду закономерно превратился в Ultra HD. Сейчас уже достаточно и телевизоров и проекторов с разрешением 8К, но вот появится ли в 2026 году новый формат — я сказать не могу, по крайней мере целесообразность подобного физического носителя весьма сомнительна, потоковые сервисы растут как грибы после дождя.

 

В 1992 году на экраны выходит фильм Тима Бёртона «Бэтмен возвращается», сиквел оригинального готического «Бэтмена» и одновременно первый фильм с цифровой многоканальной аудиодорожкой Dolby Digital. На сегодня это самый распространенный киноаудиоформат, но не сказать, что самый качественный. Недостатки его были очевидны еще на старте и не случайно буквально через год появился «Парк юрского периода» от самого Стивена Спилберга, со звуковой дорожкой DTS (Digital Theater Systems) одноименной компании. Причем Стивен доверился выпускнику Калтеха Терри Бёрду (основателю DTS) не вслепую, а после просмотра ремастированных им в DTS «Близких контактов третьей степени». Ключевых отличий между этими форматами было два. Первое: DD-дорожка печаталась непосредственно на кинопленке, а DTS поставлялась на отдельном CD-ROM. Второе отличие фактически вытекало из первого: битрейт DTS был в 2,5 раза выше, чем у DD, при том же числе каналов, отсюда очевидно более высокое качество звука. Три года спустя DTS закономерно получает «Оскар» за научные достижения в киноиндустрии. Вся дальнейшая история домашнего кино — это история противостояния двух гигантов, на радость зрителям, ведь они в итоге первыми получают новейшие достижения ведущих специалистов по многоканальному звуку.
Очевидно, что параллельно форматным изысканиям развивались и аппаратные решения, как профессиональные, так и бытовые. В рамках нашего повествования особо отметим 2008 год, как дату основания компании Datasat Digital Entertainment. Безусловно, на тот момент уже в избытке имелось производителей техники? как для коммерческих кинотеатров, так и для дома. Но, пожалуй, что только в Datasat сумели объединить профессиональные знания, опыт и самое главное — возможности, для производства самой бескомпромиссной киноаппаратуры. Показателен тот факт, что первый профессиональный процессор AP20 был выпущен буквально через год после основания компании и тогда же заключено соглашение о сотрудничестве со шведской компанией Dirac, ведущим разработчиком и производителем программного обеспечения для анализа и коррекции акустики помещения прослушивания. Звучит возможно чуточку замысловато, но вкратце суть такова — колонки никогда не играют сами по себе, они играют в совокупности с той комнатой, в которой находятся. И этот факт никак не зависит от качества и стоимости колонок, другими словами — даже хорошие акустические системы можно безнадежно испортить неподготовленным помещением. Акустическая подготовка помещения — задача, в принципе, решаемая... если забыть о том, что в нем еще хотелось бы и просто жить. Поэтому задачу можно решить не только аппаратным, но и программным путем, за счет коррекции исходного сигнала, в результате чего различные акустические проблемы можно нивелировать. Так вот Dirac — специалист высочайшего класса в подобных вопросах, это очевидный и непреложный факт.
В 1980 году братья ван Бэлен основали в бельгийском Моле студию Galaxy, которая впоследствии успешно занималась звукозаписью и мастерингом для музыки и кино. В 2005 году один из братьев, Уилфрид, разработал иммерсивный многоканальный аудиоформат Auro-3D, а 10 лет назад к этому проекту присоединилась легендарная бельгийская компания Barco, производитель проекторов и дисплеев. Так вот, в это же время, специально для Barco, специалисты Datasat изготовили процессор AP24 3D, естественно с поддержкой новейшего формата.


Как пишут порой в бульварных романах, «события продолжали стремительно развиваться». В 2012 году выпускается уникальный процессор RS20i, настоящая квинтэссенция high end audio для домашних кинотеатров. Это полноценный домашний аппарат, в котором реализованы все возможности профессиональной техники. Год спустя в линейке Datasat появляются многоканальные оконечные усилители, причем разработаны и произведены они совместно с американской компанией ATI. Неофиту это название мало что скажет, поэтому я уточню — услугами этой компанией для производства своей техники пользуются, в том числе, такие бренды, как Aragon, Adcom, Integra, Crestron, Theta и по слухам даже Mark Levinson. Это самый настоящий серый кардинал звукоусиления и ему можно безоговорочно доверять в данном вопросе.
В 2014 году выходит относительно бюджетный процессор LS10. Тут, впрочем, нужно отдавать себе отчет в фактической трудоемкости разработки и производства компонентов такого уровня качества, это примерно, как говорить про бюджетный томограф или марсоход. Да, в нем есть ряд упрощений, позволивших снизить его стоимость относительно RS20i, но эти упрощения никак не повлияли на ключевые особенности всей продукции Datasat: качество звучания, удобство управления и надежность использования.


Пять лет назад процессоры Datasat начинают оснащаться декодерами Dolby Atmos, а еще через год — DTS:X. В это же время выходит новая профессиональная модель AP25 и происходит слияние с уже упомянутой компанией ATI, так что звукоусилительные решения в Datasat теперь не только самые качественные, но и свои собственные, а не заказанные на стороне.
На сегодняшний день по всему миру функционирует более 30 тысяч различных кинозалов с использованием аппаратуры Datasat. Если задаться вопросом — в чем же ее ключевое преимущество, то можно понять, что оно — в совокупности исходных предпосылок, первая из которых — более чем четвертьвековой опыт создания уникальных кинотеатральных дорожек. Очевидно, что производители типичной бытовой техники выпустили за это время гораздо больше бюджетных ресиверов, но если мы говорим о кино с позиции режиссера, а не через призму различных компромиссов, то решение безальтернативно. Формально, кинотеатральный процессор сейчас можно создать на базе компьютера и звуковой карты, загрузив в него соответствующее ПО, но по факту — это будет компьютер со звуковой картой, а не проприетарный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для прецизионного выполнения поставленных перед ним задач. В среде узкопрофильных производителей порой можно встретить слоган «Сделано фанатами для фанатов», так вот в данном случае, как мне кажется, более уместно будет сказать «Сделано настоящими профессионалами кино для настоящих любителей кино».